В учреждении применяется несколько новых технологий социального обслуживания.
1. Так программа помощи "Стационарный уход на дому ", организованная по скользящему графику работы, позволяет осуществлять уход за лежачими больными 2-3 раза в день, включая выходные и праздничные дни. Технология внедрена в 2009 году .
Пожилые люди, инвалиды трудоспособного возраста, полностью утратившие способность к передвижению и самообслуживанию из-за хронических или неизлечимых заболеваний, часто нуждаются в значительно расширенном объеме услуг: приготовление пищи, кормление, помощь в осуществлении личной гигиены и реабилитации. По медицинским и социальным показателям они должны проживать в домах-интернатах, но благодаря появлению «Стационара на дому» они остаются дома, в привычной для них обстановке.
Медицинские сёстры совместно с участковыми врачами и врачом центра разрабатывают планы мероприятий по уходу за пациентами, профилактике заболеваний с учетом физических и психологических особенностей обслуживаемого. Данные о состоянии здоровья обслуживаемого фиксируются в индивидуальной карте наблюдения и дневнике медицинской сестры.
Обеспечивая социально-медицинский уход за больными, социальные работники отделения не только приобретают продукты питания, медикаменты, предметы личной гигиены, обрабатывают пролежни, меняют бельё, но и оказывают всестороннюю психологическую поддержку. Одновременно с непосредственным оказанием социально-бытовых и социально-медицинских услуг проводится работа по адаптации пожилых граждан и инвалидов, восстановлению у них навыков общения, одевания, раздевания, приема пищи, проведения гигиенических процедур и т.д.
В ходе реализации технологии специалисты центра также взаимодействуют с территориальными отделениями Пенсионного фонда, организациями жилищно-коммунального хозяйства, кредитными, общественными, религиозными и иными предприятиями и организациями, чтобы повысить качество, эффективность и обеспечить своевременность оказания необходимой помощи пожилым людям.
В 2021 году «стационаром на дому» воспользовались 9 человек, в 2022 году – 6 человек, в 2023 году – 9 человек.
Реализация программы «Стационар на дому» дает существенные положительные результаты. У обслуживаемых замечено увеличение продолжительности жизни, сохранение позитивного настроя.
2. С 2010 года в учреждении на базе межведомственного взаимодействия с медицинскими организациями реализуется еще одна инновационная технология по обучению на бесплатной основе не только социальных работников, но и родственников обслуживаемых правилам и навыкам ухода за лежачими больными.
Занятия проходят 1-2 раза в месяц в виде лекций и тренингов, проводят их как работники центра, так и приглашенные специалисты. Каждое занятие посвящено тому, как облегчить процесс ухода, улучшить качество жизни человека с ограниченными возможностями, а также защитить здоровье ухаживающего.
Основной целью «школы милосердия» является обучение слушателей принципам общего ухода, основам реабилитации при различных функциональных нарушениях, освоение основ психологической грамотности, а также правильного применения технических средств реабилитации.
Занятия проходят в форме лекций, на которых простым и понятным языком расскажут о средствах по уходу и о специальном оборудовании, которое потребуется человеку, ограниченному в возможности обслуживать себя самостоятельно. Во время тренинговых уроков проводится обучение техникам перемещения и позиционирования лежачих пациентов, выполнения гигиенических процедур, организации пространства для ухода. Реализация программы позволила повысить качество жизни граждан, нуждающихся в уходе, ускорить их социально-бытовую и социально-средовую адаптацию, а также улучшить психологическую атмосферу в семье, где проживает больной человек. В 2021 году программой воспользовались 18 человек, в 2022 году – 26, в 2023 году – 21.
3. С целью повышения уровня безопасности и социальной защищенности одиноких и одиноко проживающих граждан, состоящих на надомном обслуживании, в 2011 году в учреждении была внедрена инновационная социальная практика «Тревожная кнопка». Это новая услуга помощи и поддержки пожилых людей в любой ситуации. Для пожилого человека она абсолютно бесплатна. Расходы по организации услуги полностью лежат на центре социального обслуживания. Нажав всего одну кнопку на обычном мобильном телефоне, пожилой человек или инвалид круглосуточно может связаться со специалистом, который:
- Вызовет скорую помощь, если человеку плохо. Проконтролирует, чтобы помощь была оказана своевременно. В случае госпитализации сообщит об этом родственникам.
- Вызовет аварийную, пожарную или газовую службу. Сантехника если прорвало трубу, электрика, если нет света, плотника, если разбилось окно, слесаря, если не открыть дверной замок.
- Даст справочную информацию о распорядке работы местных лечебных учреждений и аптек .
- Направит социального работника для оказания экстренной помощи если закончилось лекарство, которое нужно приобрести в аптеке по рецепту лечащего врача и доставить на дом и т.п.
В рабочее время вызов адресуется в отделение социальной помощи на дому, во внерабочее время - на телефон дежурного в отделении временного пребывания. Потенциально услугой могут воспользоваться 200 человек, реально бывает 4 – 6 обращений в месяц, за 2023 год – 48.
4.С 2011 года центр активно сотрудничает с волонтерами из местного профессионального училища. Оно несколько раз меняло название. В настоящее время это филиал ГАПОУ БТЭ и Р имени М.А. Афанасьева. Студенты и преподаватели парикмахерского отделения в свободное от работы и учебы время оказывают парикмахерские услуги проживающим в отделении временного пребывания, а также обслуживаемым на дому. Выезды осуществляются в соответствии с заявками, которые собирают заведующие отделениями, не реже 1 раза в месяц, транспорт предоставляет ГАУ КЦСОН. Можно сказать, что у волонтеров даже появились постоянные клиенты, численность обслуженных по годам остается стабильной и составляет от 49 до 52 человек.
Стационарозамещающие технологии.